Правила закаливания
Рассматривая закаливание как систему медицинских, педагогических и социальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к многочисленным неблагоприятным факторам внешней среды, можно выделить два направления, дополняющих друг друга: организация закаливающей среды и специальные закаливающие процедуры.
Организация закаливающей среды является главным фактором закаливания детей. Важность правильной организации среды обусловлена постоянным, практически круглосуточным ее воздействием, тогда как специальные закаливающие процедуры составляют секунды, минуты.
Закаливающая среда — это регулирование микроклимата помещений в соответствии с гигиеническими нормами (одностороннее ежечасное проветривание, сквозное проветривание 2-3 раза в день), обеспечивающее пульсирующую температуру воздуха с перепадом 3-5°С; использование одежды и обуви с учетом их теплозащитных свойств и назначений, ежедневные занятия, отдых на открытом воздухе.
При проведении закаливающих процедур необходимо учитывать следующие принципы:
постепенность увеличения закаливающих воздействий, связанных с приспосабливаемостью организма к необычным условиям;
систематичность повторения закаливающих воздействий (в основе закаливания лежит образование условного рефлекса);
комплексность использования всех природных факторов вместе с физическими упражнениями;
необходимость учета индивидуальных особенностей организма ребенка в зависимости от его группы здоровья;
сочетание общих и местных охлаждений (с учетом возраста);
При закаливании в условиях групповой ячейки одежда воспитанников должна состоять не более чем из двух слоев (хлопчатобумажное белье, платье или костюм из плотной хлопчатобумажной или полушерстяной ткани, колготы для воспитанников до 3 лет или носки для воспитанников старше 3 лет).
Правила, которыми следует руководствоваться при организации закаливания
Процедуры закаливания должны быть комплексными и достаточно интенсивными, носить систематический характер, не иметь перерывов (за исключением возможной болезни ребенка).
Следует учитывать индивидуальные особенности здоровья ребенка, его возраст, настроение.
Начинать закаливание можно в любое время года, но предпочтительным является теплый период.
Необходимо постепенное увеличение интенсивности закаливающих мероприятий.
Закаливающие процедуры должны вызывать у ребенка положительные эмоции, в противном случае можно получить эффект неприятия.
Контроль со стороны руководителя и медицинского работника дошкольного учреждения осуществляется по следующим критериям:
эффективность воздействия средств физического воспитания на состояние здоровья и физическое развитие воспитанников;
контроль за организацией двигательного режима, методикой проведения физических упражнений, закаливанием;
санитарно-гигиеническое состояние мест для организации физического воспитания, физкультурно-спортивного оборудования, спортивной одежды и обуви.
Будьте здоровы!